Электронные трудовые книжки (ЭТК) С 2020 года работодатели обязаны вести электронные трудовые книги.
Государство обязало работодателя отправлять в контролирующие органы дополнительный обязательный отчет в ПФР. Отчет будет включать сведения об изменении статуса работника на предприятии, принятии его на работу и увольнении.
Иными словами, вся информация, которая содержится в трудовой книжке, теперь будет сохраняться на серверах ПФР. Переходным этапом на электронные трудовые книжки становится 2020 год.
Законодательные изменения
Для формирования правовой базы пришлось внести коррективы в НПА, которые регулируют правоотношения между наемным сотрудником и работодателем, а также их обоюдные взаимоотношения с государством.
К числу измененных правовых актов следует отнести:
- ФЗ №27 от 16 декабря 2019 года;
- КоАП, в части нарушений, касающихся несоблюдении сроков подачи электронной отчетности в контролирующие органы;
- ТК РФ.
Наибольшему количеству изменений подвергся Трудовой кодекс РФ. Так же исполнительными органами власти были изданы соответствующие приказы, которые конкретизируют положения законодательных органов.
Положительная сторона принятых изменений
Переход на ЭТК обусловлен появлением государственной программы «Цифровая экономика». По мнению инициаторов проекта, все стороны правоотношений (работодатель, работник и государство) смогут лучше и легче взаимодействовать. Увеличивается уровень прозрачности в вопросе начисления пенсии.
Отдельными плюсами для работодателя можно назвать:
- уменьшение нагрузки на ответственного кадровика;
- прекращается необходимость хранения документа;
- появляется возможность дистанционного трудоустройства сотрудников;
- облегченный процесс оформления (оформить книжку и отчетность может даже не подготовленный специалист).
Плюсы для работников:
- гражданин может в режиме реального времени узнать о содержании трудовой книжки;
- выписку из нее для кредитных организаций, посольств, иных организаций можно получить в любой момент в режиме онлайн;
- исчезает риск потери документа.
Плюсы для государства:
- теряется риск физического повреждения документа (страницы ТК не порвутся, чернила не высохнут).
- легко контролировать отчетность со стороны работодателей.
Сроки введения ЭТК
Перевести трудовую книжку в электронный вид можно подав соответствующее заявление до конца текущего года. При отсутствии такового сохранятся и бумажный и электронный носитель.
Начиная со следующего года оформлять новые трудовые книжки в бумажном виде будет запрещено.
Содержание ЭТК
В электронную версию документа вносятся все те данные, которые ранее вносились в обычный вариант.
- ФИО лица, в отношении которого подаются сведения;
- Номер СНИЛС, под которым зарегистрирован работник в ПФР;
- Название организации работодателя;
- ИНН, КПП.
Отчетность обязательно содержит сведения о временном отрезке, за который оно подается. В отношении сотрудника вносятся записи:
- о приеме на работу;
- о запрете занимать определенные должности (по решению судебного органа);
- об увольнении сотрудника (с указанием причины прекращения действия трудового договора);
- об изменении наименования организации, ее организационно-правовой формы;
- о переводе на другую должность или место работы;
- о получении дополнительного образования.
Сроки направления отчетности
Работодателю необходимо направлять отчетность в ПФР не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца.
Со следующего года сведения о трудоустройстве и увольнении должны будут направляться в контролирующие органы не позднее чем через один день с момента подписания соответствующего приказа.
Нарушение срока подачи повлечет наложение штрафных санкций.
Просмотр сведений, содержащихся в ЭТК
Для получения сведений сотрудник может зайти в свой ЛК на сайте ПФР или Госуслуги.
Для получения бумажной выписки можно обратиться в любой многофункциональный центр или в отделение ПФР по месту регистрации гражданина.
При увольнении сотрудник получит от работодателя соответствующую выписку, правда она будет содержать сведения относительно его последнего места работы.
Порядок действий для работодателей, чтобы избежать штрафа
Руководителям необходимо:
- Проверить техническое состояние. Должно быть доступно соответствующее ПО, оформлена цифровая подпись.
- При необходимости внести коррективы в организационную документацию, коллективные договоры, трудовые регламенты.
- Вовремя оповестить штат сотрудников и собрать заявления о выборе типа книжки до 31 декабря 2020 года.
Целесообразность и удобство введения ЭТК покажет время. Уже сейчас эксперты отмечают, что около трети россиян негативно отнеслись к нововведению. Многие боятся потери данных о своей трудовой деятельности, ведь на их основании будет рассчитываться будущая пенсия.
Основные выводы
В свою очередь многие работодатели с одобрением отнеслись к электронной версии документов, объясняя это экономией и удобством ведения кадрового учета.
Как вы относитесь к электронным трудовым книжкам, вызывают ли они у вас доверие? Не придется ли со временем как в настоящее время доказывать каждый пункт записи для назначения пенсии. Прошу вас высказаться в комментариях по описанной теме, поделиться впечатлениями.
Спасибо, что дочитали заметку до конца. Если вы случайно забрели на мой онлайн-дневник и у вас появилось желание и дальше иногда знакомиться заметками и не потерять в интернете мой блог в будущем, подпишитесь на новые выпуски.
Если Вы нашли в тексте ошибки, неточности, или с чем-то не согласны, напишите пожалуйста об этом в комментарии – обязательно поправлю!
Получать новости блога!
Оставить комментарий