Что заставляет людей смеяться

Смешная ситуация - котёнок подпевает.

Чувство юмора — это одна из важнейших черт, которые мы учитываем в выборе того, с кем жить и в горе, и в радости. Когда шотландский писатель Иэн Бэнкс узнал, что у него рак желчного пузыря, было уже поздно. За несколько месяцев он умер, но перед этим предложил руку и сердце своей девушке с присущим его творчества мрачным комизмом: «Сделай мне честь, став моей вдовой?». Отвратительные шутки, пояснил он, в таких случаях помогают.

В 2017 году команда исследователей из Венского медицинского университета попросила 156 человек - 76 женщин и 80 мужчин среднего возраста с разным уровнем образования — оценить ряд циничных карикатур. Участников исследования проверяли на уровень интеллекта и агрессии, а также расспрашивали об их настроении. Результаты удивили ученых. Они обнаружили, что материал оказался остроумным, спокойным для представителей выборки с самыми высокими показателями IQ.

Смех защитная реакция, облегчение

Смех, так же как и слезы, - это защитная реакция на разочарование, усталость и уныние. Но смех лучше тем, что после него не надо умываться, говорил американский писатель Курт Воннегут. Его роман «Бойня номер пять» пронизан такой горькой иронией, что после его прочтения сложно не стать пацифистом.

Мы часто слышим, что смех приносит облегчение тем, кто обречен и страдает. Австрийский психиатр Виктор Франкл, переживший Холокост и описал свой опыт пребывания в концлагере с точки зрения психиатра, называл юмор «оружием души в борьбе за самосохранение», что помогает человеку на мгновение подняться над любой ситуацией — какая бы она была невыносима.

В течение последних нескольких тысячелетий мыслители пытались выяснить, что именно заставляет нас смеяться. Существует по меньшей мере три объяснения.

Теория предпочтения (Superiority theory): «аплодисменты себе»

Достаточно долго комедия имела плохую репутацию. Еще античные философы говорили о смехе как механизме само возвеличивания. 

Платон был одним из самых влиятельных критиков, называя смех злорадством, которое препятствует самоконтролю. Он был убежден, что через смех человек становится менее человечным. Аристотель утверждал, что остроумие — это наглость образованных, и они позволяют себе гораздо больше веселья, чем нужно.

В Библии смех изображен как проявление враждебности, а насмешки могло иметь фатальные последствия. Так было в случае с пророком Елисеем, о котором говорится в Ветхом Завете (Книга Царей: 2: 23-25). Когда тот направлялся к Бет-Эла, навстречу ему бежали 42 парня и дразнили бритоголовым. Елисей оглянулся и проклял их во имя Господа. Сразу же после этого из леса вышли две медведицы и отомстили им за оскорбленного мужа.

Томас Гоббс в трактате «Левиафан» писал, что смех возникает из созерцания чужих недостатков и осознание собственного превосходства — как бы «аплодисменты себе». Иначе говоря, кто смеется, тот имеет власть. В средние века общепринятым было насмехаться над карликами и горбачами. В викторианской эпохе - с психически больных.

Оглядываясь в темное и тревожное прошлое с высоты своего удобного дивана, мы с уверенностью можем сказать, что просвещение и научный прогресс сделали нас не только умнее, но и милосерднее.

Среди самых распространенных форм юмора сегодня, по словам редактора карикатурного отдела The New Yorker Боба Манкофф, - диспозиционый, который можно описать как «друг смеется с врага». Мы менее склонны наслаждаться бедами обездоленных и тех, кто является нашим союзником, единомышленником, кто нам приятный. Зато радуемся неадекватности своих соперников.

В то же время смех может быть проявлением снисхождения к тем, кто рядом.
Вечерело. Шерлок Холмс и доктор Ватсон обосновались в кемпинг-зоне. Они разбили палатку и легли спать.
Холмс проснулся среди ночи и спросил Ватсон: «Посмотри на небо и скажи мне, что ты видишь».
Ватсон: «Я вижу миллионы и миллионы звезд».
Холмс: «И что из этого следует?»
Ватсон: «Думаю, если есть миллионы звезд и если даже некоторые из них имеют планеты, то вероятно, что существуют планеты, подобные Земле. И если там есть несколько планет, как Земля, там может быть и жизнь».
Холмс: «Ватсон, ты идиот. Из этого следует, что кто-то украл нашу палатку».

Это классический пример двухуровневой теории предпочтения. Мы смеемся над Ватсоном, он не заметил отсутствия палатки, а также с помпезности того, как Холмс сообщил ему об этом.

Лингвист Чарльз Гранер утверждает, что юмор очень редко бывает невиновным проявлением, как может показаться на первый погляд. По его словам, юмор — это игра, соревнования, в котором есть очки, победители и побежденные. И эта игра заметно отличается гендерным дисбалансом.

Британский психолог Ричард Вайсмен в книге Quirkology (с англ./рус. «Страннология») приводит исследования 1200 примеров смеха в повседневном общении, которое показало, что 71% женщин смеются, когда человек рассказывает шутку, но лишь 39% мужчин смеются, когда шутит женщина.

Теория несоответствия (Incongruity theory).

Шотландский философ Фрэнсис Гатченсон критиковал теорию самовозвеличия. Он отмечал, что господин, который едет в карете и видит изуродованных нищих, чувствует себя в значительно лучшем положении, но это ощущение вряд ли назовешь утешением.

Эта ситуация, по словам Гатченсона, скорее заставит нас плакать, чем смеяться. Он предложил альтернативную концепцию, которая впоследствии получила название теории несоответствия, согласно которой человек смеется, когда удивлен, когда наблюдает несоответствие того, что знает, и того, что происходит.

Немецкие философы Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр писали: во всем, что вызывает живой смех, должно быть что-то абсурдное. Иначе говоря, мы склонны смеяться, когда наши ожидания не оправдываются. Маркетологи называют это поломкой шаблонов.

Вайсмен приводит пример шутки, содержащий эти свойства:

Пес приходит в почтовое бюро, чтобы отправить телеграмму. Он берет бланк, на котором нужно указать сообщение, и пишет: «Гав, гав, гав, гав, гав, гав, гав, гав, гав».

Работник почты внимательно разглядывает заполнен лист и вежливо обращается к собаке: «Здесь только девять слов. Вы можете добавить еще одно Гав. Цена останется прежним».

Пес кажется озадаченным. Отвечает: «Но это будет полным бредом».

Теория облегчение (Relief theory)

Зигмунд Фрейд писал, что смех позволяет нам высвободить «психическую энергию» и способствует триумфу Эго, которое обмануло своего цензора Сверх-Я, запрещающий ему откровенно говорить о своих эмоциях.

Согласно теории облегчения, видимо нарастания напряжения присуще всем шутливым сценариям, и восприятие юмора напрямую связано с ее снятием. Фрейд использовал эту идею, чтобы объяснить наше восхищение табуированными темами.

Тот, кто владеет чувством юмора, шутит, чтобы избежать негативных эмоций и примириться с несовершенством действительности, со своими собственными недостатками и таким образом продемонстрировать свою неуязвимость.

Эта теория служила поводом для исследований, которые подтверждают, в частности, что смех помогает чувствовать себя лучше морально и физически, и сближает нас с теми, кто смеется вместе с нами.

Русский философ Михаил Бахтин писал о смехе как об освободительной силе, которая в средние века помогала человеку освободиться от собственных страхов и была воплощением «правды людей».

Он освобождал от мистического страха перед Богом, от страха перед неопределенностью, связанной со стихиями, а еще служил торжеством над моральным страхом, который сдерживал, подавлял и отключал ум, - страхом перед авторитетными приказами и запретами, перед смертью и адом. Преодолев эти страхи, по словам Бахтина, ум человека становится ясным.             

Социолог Кристи Дэвис приписывал шуткам важную роль в становлении демократии, ведь для юмора не существует авторитетов. Во времена, когда в британском обществе царило неравенство, юмор, особенно в форме карикатур, был атрибутом британской свободы, которая стала прообразом американской свободы в противовес континентальному абсолютизму. 

Дух свободы, по словам Дэвиса, подбадривали низменные сатирические образы, созданные в частности шотландским художником Айзеком Крукшенком и английским печатником Джеймсом Гиллреем, которые глумились из зажиточных и могущественных монархов и аристократов.

Аналогично в Советском Союзе популярностью пользовались анекдоты о Брежневе.
- Леонид Ильич, какое у Вас хобби?
- Я собираю анекдоты о себе.
- И много набрали?
- Два с половиной лагеря.

Брежнева после смерти спрашивают, куда он хочет - в рай или в ад.
- Дайте посмотреть, как там.
Ему показали. В раю ангелы читают вслух «Правду», праведники их слушают. А в аду — веселье: развратные женщины и выпивка.
- Хочу в ад! - заявил Брежнев.
Здесь его схватили и бросили в котел с кипятком.
- Вы мне другое показывали!
- А это наш агитпункт был.

Так, например, и в культуре чехов, которые, как и многие другие народы, на протяжении веков были под чужим гнетом, прослеживается очень своеобразная способность глушить боль не так слезами, как смехом. Недаром самое знаменитое произведение чешской литературы — сатирическая комедия «Приключения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека о скромном неизвестном герое, который «не поджигал храм богини в Эфесе, как это сделал тот дурак Герострат, чтобы попасть в газеты и школьные хрестоматии. А этого уже достаточно».

Смех ставит на землю тех, кого подняли на пьедестал. Он лишает иллюзий и завышенных ожиданий, говорят чехи. Карел Чапек, автор научно-фантастической пьесы «R.U.R.», которому мы обязаны появлением слова робот (с чеш. Robota - тяжкий труд), писал, что «юмор — это трюк, с помощью которого событие подвергается уменьшению, что мы смотрим на нее сквозь перевернутую подзорную трубу».

Автор «невыносимой легкости бытия» Милан Кундера отождествлял смех с восторгом, когда человек «ничего не вспоминает, ничего не планирует, он только кричит, обращаясь к мгновению, что продолжается именно сейчас, и не желает знать ничего другого, кроме этого момента».

В 1970 году в комедийном шоу «Летучий Цирк Монти Пайтона» появился скетч о поисках смешной шутки. В 1940-х годах человек по имени Эрнест Писатель пытается придумать беспроигрышный анекдот, записывает его, а потом, перечитав, умирает от смеха. Шутка оказывается настолько смешной, что убивает каждого, кто ее читает. Таким образом она становится оружием, которое используют на войне.

В 2001 году профессор Вайсмен задумался над поиском смешной шутки. Он получил зеленый свет от Британской ассоциации продвижения науки и вместе со своими коллегами из Гертфордширського университета запустил международный проект LaughLab.

Специально для него ученые создали сайт, который имел два раздела. В первом каждый мог опубликовать свою любимую шутку. Во втором люди отвечали на несколько простых вопросов о себе (пол, возраст и национальность), а затем оценивали, насколько смешными им показались шутки, случайно выбранные из архива.

Целью исследования было понять, «что заставляет смеяться разные группы людей и шутку, которая заставит улыбнуться весь мир».

Сайт собрал более 40 000 сообщений и около 350 000 голосов из 70 различных стран.

Ученые обнаружили следующие тенденции:

- Львиная доля шуток - о сварках мужа и жены, которые не любят друг друга, а также сексуальные проблемы и шутки о смерти.

- Мужчины рассказывают гораздо больше анекдотов, чем женщины.

- Мишенью топ-шуток были незамысловатые и безрассудные персонажи, которые заставляют аудиторию чувствовать себя значительно увереннее в своих умственных способностях.

Вот анекдот, который облюбовали больше людей:

Двое охотников охотятся на добычу в лесу, и вдруг один из них падает на спину. Он не дышит, у него окаменевший взгляд. Его напарник вынимает телефон и звонит в службу экстренной помощи. Он кричит, задыхаясь от волнения: «Мой друг мертв! Что я могу сделать?» Оператор говорит: «Успокойтесь. Я вам помогу. Сначала нам следует убедиться, что он мертв». Тишина. Раздается выстрел. Затем на другом конце голос: «Ладно, а теперь что?».

55% респондентов оценили его как смешной. Вполне возможно, эта шутка не заставила вас улыбнуться. Вполне возможно, вы знаете с десяток значительно лучших.

Основные выводы

Вайсмен после завершения своего проекта, который длился пять лет, признал, что найти шутку, которая порадует всех, - дело безнадежное. Опрос подтвердил то, что мы и так хорошо знаем: люди смеются от различных вещей.

В то же время 15-летнее исследование норвежских медиков показало, что организмы людей, которые прибегают к юмору, чтобы решить конфликты и преодолеть трудности, держат под контролем кортизол, который в избытке ослабляет иммунную систему.

Юмор помогает справиться с чрезмерным стрессом и в долгосрочной перспективе - дает телу силы противостоять инфекциям. Так что, похоже, от смеха не умрем, а наоборот будем жить дольше.

Благодарю Вас за то, что дочитали заметку до конца. Если вы случайно забрели на мой онлайн-дневник и у вас появилось желание и дальше иногда знакомиться заметками и не потерять в интернете мой блог в будущем, подпишитесь на новые выпуски.

Если нашли в тексте ошибки, неточности, не нашли ответ на свой вопрос или с чем-то не согласны, напишите пожалуйста об этом в комментарии – обязательно поправлю!

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение